Термины Термины

Термины

ВТТ / ТТ 
(от Внутренний Таможенный Транзит)
Таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся между складами временного хранения (СВХ) и таможенными складами на территории РФ без уплаты таможенных пошлин и налогов. Как правило, ВТТ применяется при перевозке товаров из места их прибытия (морского порта) до места нахождения таможенного органа назначения, с целью их дальнейшей растаможки. Перевозка товаров в режиме ВТТ может осуществляться только таможенным перевозчиком.
Генеральный Акт/ Ген. Акт
Документ составляемый терминалом порта НМТП, в день окончания разгрузки контейнеров с судна. Дата Ген. Акта является первым днем хранения контейнера в порту НМТП и началом периода демереджа (для контейнерных линий работающих в НМТП).
ГТД / ТД
(от Грузовая Таможенная Декларация)
Документ, оформляемый при перемещении товаров через таможенную границу государства (экспорт, импорт). ГТД оформляется распорядителем груза и заверяется таможенным инспектором, в дальнейшем служит основанием для пропуска через границу. В декларации содержатся сведения о грузе и его таможенной стоимости, транспортном средстве, осуществляющем доставку, отправителе и получателе. Термин ГТД также применяется в отношении режима перевозки груза по территории РФ являющегося растаможенным к моменту начала перевозки.
Демередж
(от Demurrage)
Использование грузовладельцем контейнера линии с момента выгрузки контейнера с борта судна и до момента возврата порожнего контейнера агенту линии (исключение – линия «Maersk», у которой период демереджа заканчивается датой вывоза контейнера из порта, после чего начинается период Детеншена). Бесплатный период и метод расчета демереджа остается на усмотрении контейнерной линии и, как правило, считается с даты открытия ДУ/ДО (в НУТЭП, НЛЭ) и с даты Генерального Акта (в НМТП). Период бесплатного демереджа для сухих, неопасных, габаритных грузов колеблется в диапазоне 5 – 30 дней.
Детеншн
(от Detention)
Использование грузовладельцем контейнера линии «Maersk» за пределами порта. Считается с момента вывоза контейнера из порта и до момента возврата порожнего контейнера в сток линии.
ДУ и ДО / Документ учета и Документ отчетности
Документ открываемый терминалом порта (стивидорной компанией) при принятии коносаментной партии груза на хранение в порту. В большинстве случаев дата открытия ДУ является первым днем хранения контейнера в порту и началом периода демереджа. Исключение - порт НМТП, считающий первым днем хранения дату Генерального Акта (см. Ген. Акт).
ETA
(от Estimated Time of Arrival)
Дата ориентировочного прихода судна/груза в порт назначения.
ETS / ETD
(от Estimated Time of Sailing/Departure)
Дата ориентировочного убытия судна/груза из пункта погрузки.
Коносамент / к/с
(от Bill of Lading / B/L)
Документ выдаваемый грузовладельцу перевозчиком (агентом линии) в порту погрузки. Удостоверяет право собственности на отгруженный товар и сдается получателем груза перевозчику (агенту линии) в порту выгрузки, для получения груза. Исключением из правил является упрощенная процедура не требующая выпуска и сдачи оригиналов к/с (см. Телекс Релиз).
Линия / Контейнерная линия
Перевозчик, осуществляющий морскую перевозку контейнеров (фрахт) и предоставляющая услуги в портах через своих агентов. (Примеры линий: ARKAS, CMA-CGM, MAERSK, MSC, NORASIA, ZIM. Пример агентов линии: Аркас Раша, Зим Раша, Совмортранс, Эконому Шиппинг).
Локальные (Местные) Сборы
Не являющиеся составляющими морского фрахта, сборы контейнерной линии за выполнением услуг связанные с перевалкой контейнеров в порту Новороссийск. К ним относятся: Терминальная обработка, документационный сбор, выставление контейнера на досмотр/взвешивание/МИДК, хранение контейнера в порту, демередж, детеншен.
МИДК
(от Мобильный Инспекционно-Досмотровый Комплекс)
Форма таможенного досмотра, проводимая без вскрытия контейнера и привлечения экспедитора посредством рентгеновского просвечивания контейнера с целью выявления незадекларированных товаров.
Паспорт Безопасности Вещества (Material Safety Data Sheet / MSDS)
(от Material Safety Data Sheet / MSDS)
Документ выпускаемый производителем вещества и содержащий информацию о его свойствах, компонентах, физических характеристиках, токсичности, влиянии на здоровье, условиях хранения и транспортировки. Графа 14 содержит информацию об условиях транспортировки вещества и его принадлежности к опасному или неопасному грузу (DG или non-DG cargo) в соответствии с кодексом МОПОГ (IMDG Code).
POD
(от Port of Discharge)
Порт выгрузки/назначения.
POL
(от Port of Loading)
Порт погрузки.
Телекс Релиз
(разг. «Телекс»)
Поручение агента в порту погрузки даваемое агенту в порту выгрузки на выдачу груза получателю без предоставления оригиналов коносаментов (см. к/с). Эта упрощенная форма выпуска груза линией применима лишь в случае, если оригиналы к/с не выпускались в порту погрузки или были возвращены отправителем обратно в линию.
Терминальная обработка
(разг. «Терминалка»)
Комплекс услуг предоставляемый терминалом порта (стивидорной компанией) по выгрузке контейнера с борта судна, принятию его на ответственное хранение и его дальнейшей погрузке на автомобильное или Ж/Д транспортное средство (при импорте) или комплекс услуг по выгрузке контейнера с автомобильного или Ж/Д транспортного средства в порту и его дальнейшая погрузка на борта судна (при экспорте).
ТЕУ / TEU
(от Twenty-feet Equivalent Unit)
Условная единица измерения в контейнерных перевозках эквивалентная размерам ISO-контейнера длиной 20 футов. (6,1 м). Также используется сорокафутовый эквивалент (FEU), основанный на размерах 40-футового контейнера и равный 2 TEU.
Транзитное время
(от Transit time)
Время доставки груза из порта A в порт B. Считается с момента убытия судна из порта погрузки до момента прибытия в порт назначения.
Трансшипмент
Процесс перегрузки контейнеров в порту на пути следования с борта одного судна на борт другого судна. Является распространенным явлением в случае если у контейнерной линии отсутствует сервис напрямую связывающий порт погрузки с портом выгрузки. Пример: Груз следующий в Новороссийск выходит из порта Шанхай на океанском судне не имеющем судозахода в Новороссийск. В порту Стамбул груз перегружается на другое (фидерное) судно имеющее судозаход в Новороссийск в своем расписании. Порт Стамбул в данном случае является портом Трансшипмента.
ТТН
Товаротранспортная Накладная – документ составляемый грузоотправителем при перевозке груза автомобильным транспортом. Документ в 3х экземплярах выдается водителю и сопровождает груз до прибытия к грузополучателю. Предназначен для учета движения груза (ТМЦ), а так же для оплаты за перевозку груза (ТМЦ). С 25.07.2011 года введена новая форма (Приложение № 4 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом) пришедшая на смену форме 1-Т.
THC
(от Terminal Handling Charge)
Сбор взимаемый контейнерной линией за Терминальную обработку (см. Терминальная обработка). OTHC. Хранение в порту (Storage) – при импорте,
Хранение в порту (Storage)
При импорте, это период нахождения контейнера линии с момента выгрузки контейнера с борта судна и до момента вывоза грузовладельцем контейнера из порта (или вывоза груза находящегося в контейнере). Первым днем хранения считается дата открытия ДУ (в НУТЭП), ДО (в НЛЭ), или дата Генерального Акта (в НМТП). Период бесплатного демереджа для сухих, неопасных, габаритных грузов составляет 7 дней.
Pre-paid
Фрахт оплачивается отправителем. Применительно к условиям поставки CFR, CIF, CIP, CPT, DAT, DAP, DDP.
Collect
Фрахт оплачивается получателем. Применительно к условиям FOB, FAS, FCA, EXW.
FIFO
(от Free In / Free Out)
Ставка фрахта не включающая ни стоимость погрузки на судно ни стоимость выгрузки с судна (терминальной обработки в портах погрузки/выгрузки).
FILO
(от Free In / Liner Out)
Ставка фрахта включает стоимость выгрузки с судна (терминальной обработки в порту выгрузки). Т.е. FILO = FIFO + DTHC.
LIFO
(от Liner In / Free Out)
Ставка фрахта включает стоимость погрузки на судно (терминальной обработки в порту погрузки). Т.е. FILO = FIFO + OTHC.
LILO
(от Liner In / Liner Out)
Ставка фрахта включает стоимость и погрузки на судно и выгрузки с судна (терминальной обработки в портах погрузки/выгрузки). Т.е. FILO = FIFO + OTHC + DTHC
All-In
Ставка включающая в себя все нижеуказанные надбавки.
BAF
(от Bunker Adjustment Factor)
Индексация изменения цен на топливо.
CAF
(от Currency Adjustment Factor)
Индексация курсовой разницы валют.
Congestion Surcharge
Надбавка которая взимается для компенсации затрат, связанных с задержкой судов в перегруженных портах.
EBS
(от Emergency Bunker Surcharge)
Временная надбавка связанная с увеличением цены на топливо.
DTHC
(от Destination Terminal Handling Charge)
Сбор взимаемый контейнерной линией за Терминальную обработку в порту выгрузки (см. Терминальная обработка).
GRI
(от General Rate Surcharge)
Общее увеличение ставки применяемое линией по сравнению к предыдущему периоду.
GAC
(от Gulf of Aden Surcharge)
Надбавка при транспортировке по маршруту по маршруту, пролегающему через Аденский Залив.
HWS
(от Heavy-Weight Surcharge)
Надбавка за перевес груза свыше определенной установленного значения (аналог OWS).
IMO Surcharge
(от Origin Terminal Handling Charge)
Надбавка при перевозке опасного груза OTHC - сбор взимаемый контейнерной линией за Терминальную обработку в порту погрузки (см. Терминальная обработка).
OWS
(от Over-Weight Surcharge)
Надбавка за перевес груза свыше определенной установленного значения (аналог HWS).
PCS
(от Panama Channel Surcharge)
Сбор за проход Панамского канала.
PSS
(от Peak Season Surcharge)
Сезонные надбавки.
SCS
(от Suez Channel Surcharge)
Сбор за проход Суэцкого канала.
War Risk Surcharge
Применяется при заходе судна в порты стран ведущих военные действия.